Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающее образовательное пространство, здоровьесберегающая технология, здоровьесберегающая компетенция.

 

Сущность проблемы заключается в динамике стрессовой нагрузки и снижению общего уровня культуры, негативно влияющих на общее состояние здоровья всех участников образовательного процесса, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. В учебных заведениях зачастую не учитывают их влияние на организм. Отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях остается недостаточно ориентированным на воспитание осознанного отношения студентов к своему здоровью.
Тема: Реализация концепции здоровьесберегающего образовательного пространства в ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум» как система профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что Аграрный техникум сталкивается с необходимостью выполнения социального заказа. В связи с такой потребностью возникла необходимость введения и реализации концепции здоровьесберегающего образовательного пространства в ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум», где одним из направлений работы является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни.
Цель: создание условий для формирования и реализации системы здоровьесберегающего образовательного пространства в ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум».
Задача:
1. Определить сущность понятия «здоровьесберегающее образовательное пространство» и его структуру в ГБПОУ РС (Я) «Аграрный техникум»;
2. Определить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий для профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, содержание и способы, и этапы их реализации;
3. Определить роль фактора здоровья в модели компетентного специалиста аграрного профиля.
Новизна: - обоснована необходимость формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учебном заведении, содействующий к профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни;
- разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в Аграрном техникуме, заключающийся во внедрении здоровьесберегающих технологий;
- выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования здоровьесберегающего образовательного пространства для успешной подготовки компетентного специалиста аграрного профиля через осознанное восприятие нового статуса – хозяин земли новой формации.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в нем раскрыты сущность и содержание понятия «здоровьесберегающее образовательное пространство в Аграрном техникуме»; определены место и роль фактора здоровья в модели компетентного специалиста со средним аграрным образованием; разработаны и обоснованы условия оптимального проведения мероприятий по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни для здоровьясбережения студентов, содержание и способы, и этапы их реализации.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная концепция дает ориентиры для практической деятельности всем лицам, занимающимся здоровьесбережением образовательного пространства и профилактикой наркомании, пропагандой здорового образа жизни; для совместной работы в образовательном социуме села Дябыла Чурапчинского улуса.
Заключение
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. По современным представлениям, здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
В условиях осуществляемой в настоящее время модернизации профессионального образования необходимо направить усилия на подготовку специалиста новой формации, отвечающего требованиям современного общества. Реализация проекта обеспечит решение таких острых проблем, как профилактика наркомании, алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни. На наш взгляд, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, выступает условием успешного профессионально-личностного становления будущего специалиста и должна быть неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов Аграрного техникума.
Индикаторы результативности реализации проекта:
• Исследование здоровья студентов и педагогических работников;
• Повышение успешности студентов в образовательной деятельности;
• Установка на получение результатов деятельности;
• Формирование у студентов готовности к сохранению и укреплению здоровья;
• Повышение компетентности педагогов в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья.
Реализация проекта обеспечит:
• повышение качества образовательной среды техникума, вследствие использования и внедрения здоровьесберегающих технологий;
• повышение имиджа образовательной организации в окружающем ее социуме;
• качественное изменение профессиональных компетенций студентов и педагогов;
• развитие социального партнерства и привлечение работодателей к процессу подготовки кадров;
• подготовку выпускника – «Хозяина земли новой формации».
В результате реализации проекта у участников будут сформированы
следующие умения и качества:
newman
Литература:
1. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия /Авт.-сост. Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова. Волгоград: Учитель, 2011.
2. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов / Авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. Волгоград: Учитель, 2009.
3. Ценность здоровья: диагностика и технологии формирования. М., ООО «Новое образование», 2011.
4. Воспитательная система образовательного учреждения со здоровьесберегающим компонентом: Концепция, Программа, Циклограмма деятельности. Волкова О. А. М.: УЦ «Перспектива», 2010.
5. Повышение роли нравственно-патриотического воспитания молодежи в условиях модернизации профессионального образования в Республике Саха (Якутия). Якутск: Бичик, 2010.